World of Goo — это яркий пример того, как даже небольшая инди-игра может стать настоящим шедевром, если она основана на оригинальной и увлекательной идее.
Интересно, что история создания этой игры связана с опытом её разработчиков. Кайл Геблер и Рон Кермел ранее работали в Electronic Arts, но им стало скучно и они решили создать свою собственную игру.
В игре World of Goo игрокам предстоит строить лестницы, башни, мосты и платформы, используя маленьких глазчатых шариков. Эти шарики должны добраться до трубы, которая затягивает их внутрь и отправляет на следующий уровень.
Чтобы пройти уровень, нужно собрать определённое количество шариков. Если собрать больше, то они сохраняются и учитываются в бонусном сетевом режиме World of Goo Corporation. В этом режиме игроки соревнуются друг с другом, строя самые высокие башни из «лишних» шариков.
Сами шарики, или тягучки, как их называют в игре, очень забавные. Они постоянно пищат и радостно кричат, чувствуя, что труба уже близко. Кроме того, они бывают разных видов и имеют свои особенности, которые нужно правильно использовать. Например, некоторые шарики можно отрывать от башен и мостов, другие — прикреплять, третьи — поджигать и так далее. Есть даже воздушные шарики, которые позволяют поддерживать и поднимать конструкции.
Физика в игре честная, поэтому игрокам нужно грамотно выстраивать конструкции, балансировать и преодолевать законы гравитации, чтобы успешно пройти уровень.
Казалось бы, ответ на вопрос, почему игра стала популярной, очевиден. Но есть ещё один фактор — сюжет. В игре про пазлы он необязателен, но в World of Goo история просто необходима. Очень уж хочется понять, что это за шарики, что происходит и о чём вообще игра. И тут авторы оттянулись по полной. Есть и антикорпоративный посыл (антагонистом выступает та самая World of Goo Corporation), и экологический. Есть яркие сюрреалистические персонажи вроде гигантской королевы красоты, которая питает всё и вся энергией.
Несмотря на то что прошло уже 16 лет, в сиквеле мы видим почти то же самое, но, естественно, с добавлением новых механик. А в данном случае другого и не надо. Главное в новых механиках — это появление чёрной жижи, похожей на нефть (экологический посыл тут ещё более очевиден), которую нужно распределять по уровням с помощью водяных пушек (жижемётов).
Эта жижа служит движущей силой для многих вещей. Она может будить тягучек, двигать другие предметы (например, переместить огромный куб и заткнуть им пропасть), заполнять проёмы и мешать нам. Тут в дело вступает новый подвид тягучек, способный впитывать жижу и направлять её в трубы, которые идут к пушкам, а мы уже ими манипулируем, направляя в нужные стороны.
На этом же построена другая новая механика, которая позволяет шарикам и конструкциям, заполняющимся жидкостью, постепенно увеличиваться в размерах. В других случаях они, наоборот, сжимаются. И это далеко не все новшества. В некоторых ситуациях мы даже можем использовать реактивные двигатели и силу ветра для перемещения. В других ещё больше (хотя, казалось бы, куда больше?) задействована физика — приходится всячески изощряться, чтобы найти баланс при строительстве башни.
Учитывая, что все основные механики и виды тягучек из оригинала тоже на месте, всё это увеличило количество пазлов, сделало их ещё более разнообразными. Уже в самом начале можно столкнуться с довольно непростыми задачами.
Но авторы World of Goo изменили бы сами себе, если бы ограничились добавлением новых механик и увеличением уровней. Ближе к финалу начинается чисто гиковская жесть, но, в отличие от оригинала, не в сюжете, а в самом геймплее. Правда, если сравнивать с Inscryption, здесь это является частным случаем и сделано «по приколу».
А вот в сюжете таких приколов, какие были в первой части, меньше. Наоборот, история получилась более логичной и понятной. Это даже несмотря на то, что в ней есть космос, другие планеты и даже манипуляции со временем.
Корпорация провела ребрендинг, но суть особо не изменилась.Мы уже видели провальные попытки выпустить спустя многие годы продолжения старых хитов — достаточно вспомнить хотя бы Flashback 2. C World of Goo 2, слава богу, ситуация другая. Да, игра не произведёт такой же эффект, какой был у оригинала, но это отличная головоломка и необычное приключение, которое будет одинаково интересно и поклонникам первой части, которые почувствуют себя как дома, и новой аудитории.
Плюсы: это старая добрая World of Goo, только шариков, загадок и интересных механик стало ещё больше; оригинальный сеттинг и сюжет; игра прекрасно выглядит и выразительно звучит.
Минусы: некоторые уровни могут показаться затянутыми; не всегда удобно быстро выискивать нужный шарик и кликать по мотылькам, отменяющим последнее действие.