Протагонист Бордерлендс 3 научился взбираться на уступы и совершать подкаты. Отныне герой способен изучить до трех активных умений. Одним из важнейших элементов игрового процесса выступает процедурно генерируемый арсенал, которого в игре представлено свыше миллиарда вариаций. Характеристики пушек определяет класс, марка и степень редкости.
Каждая марка производит свой тип стволов:
- Atlas (Атлас) - производитель оружия с самонаведением;
- Vladof (Владоф) - компания, специализирующаяся на оружии, стреляющее очередью;
- Maliwan (Маливан) - двухстихийные стволы;
- Jakobs (Джейкобс) - пушки с увеличенным критом и возможностью рекошета;
- Tediore (Тедиор) - преселующее противника;
- Hyperion (Гиперион) - обладает увеличенной точностью;
- Torgue (Торг) - имеет два режима стрельбы;
- Dahl (Даль) - оснащены автоматическими и полуавтоматическими режимами;
- Children of the Vault (Дети Хранилища) - не имеют магазин, но способны перегреваться.
Мир представлен несколькими планетами: Пандора, Прометея, Эден-6 и Афины. Каждая планета представляет собой опенворлд с разными типами врагов и множеством точек для исследования. Между мирами можно передвигаться с помощью корабля Убежище-3. Помимо космического шаттла, доступны такие виды транспорта, как багги, грузовики и мотоциклы "Циклон".
Герои делятся на классы: Зейн Флинт - оперативник, в руках которого управление дроном, Амара - сирена, способная создавать дополнительные 6 рук, З4ЛП - охотник, который может натравливать животных и Моуз - стрелок, управляющий гигантской машиной "Железный Медведь".