This is Where you teka out all your hestillties and Firstrations

Selaco: Предварительный обзор шутера в стиле F.E.A.R.

Создатели шутеров любят погружать своих игроков в экзотические миры. Геймеры побывали на Луне Марса, в подводных и воздушных городах, в Африке, Гималаях и даже на неоновом острове, где главные роли играли кровавые драконы. Однако, как ни странно, большинство игроков предпочитают сражаться в обычных офисах, где много стекла, компьютеры ждут, чтобы красиво заискриться от пули, а стены так и манят окрасить их в алый цвет. Спасибо, Monolith Productions!

Девятнадцать лет назад создатели игр Blood и No One Lives Forever выпустили F.E.A.R., которая изменила представление о боевиках от первого лица. Сегодня об этом мистическом триллере с элементами «Матрицы» и фильмов Джона Ву слагают легенды. Во многом это связано с тем, что ни одна из его продолжений, включая F.E.A.R. 2, не смогла повторить успех этого слегка монотонного, но такого увлекательного шутера от первого лица. По крайней мере, до недавнего времени.

Например, в конце мая наконец-то вышел в ранний доступ ретроэкшен Selaco, дизайнеры которого, словно следуя заветам Monolith, поставили разрушительные перестрелки с умными спецназовцами во главу угла. Кровь, взрывы, парковки, гвоздомёт — сразу видно, что это делали фанаты! И хотя игре ещё далеко до полноценного релиза, некоторые эксперты уже признали её ярчайшим шедевром весны. Заслуженно ли?

Скромный и амбициозный

Прежде чем ответить на вопрос, нужно понять, как обычный инди-шутер смог привлечь внимание общественности.

Эта история началась, как и многие другие, с мечты. Уэсли де Варт родился в Амстердаме и с детства был очарован игрой Doom благодаря своему отцу, который познакомил его с миром демонов и дробовиков. Уэсли много лет играл в эту великую игру: проходил её снова и снова, создавал для неё свои уровни и даже прошёл уровень E1M1 очень быстро. Но в какой-то момент он решил пойти дальше — создать что-то своё.

Замысел Уэсли был скромным: он хотел сделать мод-переработку (Total Conversion) знаменитой игры id Software. Он назвал свой проект Project Ominous и начал работать над ним в 2017 году. Однако работа шла не так гладко, как он ожидал. Со временем его энтузиазм сменился ужасом, самокопанием и неуверенностью в проекте. Оказалось, что программировать модификации с нуля, да ещё и в одиночку, не так весело, как он думал.

Кадр из Project Ominous.
Кадр из Project Ominous.

К счастью, в 2020-м де Варт познакомился с писателем Кеннетом Когланом (Kenneth Coghlan), и слово за слово тот присоединился к разработке жутковатого FPS. Под руководством сценариста шутер преобразился — утратил элементы напряжённого хоррора, избавился от неуклюжего заглавия и в итоге превратился в научно-фантастический экшен про подземный город. Под нож отправилось всё, кроме, пожалуй, центрального элемента: захватывающих перестрелок, навеянных триллером F.E.A.R. — другим любимчиком дуэта.

Определившись с видением, Уэсли и Кен основали Altered Orbit Studios (сокращённо AOS). Мало-помалу к разработке начали присоединяться единомышленники, причём не только любители, но и профессионалы индустрии (в лице актёров озвучки), готовые пожертвовать время на создание чего-то прекрасного. Их стараниями скромная модификация умельца-самоучки переросла в самостоятельное произведение, чей впечатляющий анонс всколыхнул сообщество фанатов олдскула.

Через семь лет после начала разработки Selaco наконец-то вышла — правда, лишь в Early Access. Проект ещё далёк от завершения (в актуальном билде представлен один эпизод из запланированных трёх), поэтому ему рано ставить оценку — и вместе с тем в нём достаточно контента, чтобы сделать определённые выводы. Спешить с рекомендациями не стоит, но пищи для ума ранняя версия предоставила немало — и, забегая вперёд, далеко не каждый элемент работает так хорошо, как хотелось бы.

Атака клонов

В далёком будущем человечество преодолело огромные расстояния, чтобы исследовать космос и создать комфортные условия для жизни на других планетах. На одном из таких небесных тел лучшие умы Земли построили «Селако» — город-утопию, который должен был стать вторым домом для землян.

Однако этому мегаполису не суждено было стать новым домом для людей. В 2248 году произошла роковая вспышка на Солнце, которая вызвала катаклизм и быстро уничтожила почти всю поверхность Земли. Большинство людей, оставшихся на планете, погибли. Те, кто выжил, начали строить будущее среди звёзд, не теряя надежды вернуться на родную планету

Но мечтам о лучшей жизни помешало внезапное вторжение. Через семь лет после великого исхода неизвестные существа атаковали футуристический город. Улицы, которые обычно были спокойными, превратились в поле битвы.

Теперь, когда защитники цивилизации пали, а гражданские разбежались, остановить пришельцев может только девушка-суперкоп Доун Коллинс.

Облик героини варьируется от художника к художнику, как можно убедиться по артам в Steam, главном меню, самой кампании и…
Облик героини варьируется от художника к художнику, как можно убедиться по артам в Steam, главном меню, самой кампании и…
…на экране с итогами, который показывают после прохождения.
…на экране с итогами, который показывают после прохождения.

Запомнили? А теперь выбросьте всё это из головы, потому что два предыдущих абзаца не имеют значения. За пределами синопсиса авторы не дают никаких вводных, никакой текстовой предыстории — игра просто начинается. Доун просыпается в больнице, пока за дверью слышна какая-то суматоха, и таинственные солдаты (судя по голосам) планомерно зачищают округу от всего живого. Не проходит и 30 секунд, как здание сотрясает взрыв — а потом, после выхода из палаты, ещё и ещё. На потолке искрит проводка, всюду разруха, в зале ожидания после очередного хлопка горят и гибнут люди. Добро пожаловать в Selaco.

Весь этот хаос служит для шутера прологом, быстро знакомящим нас с азами геймплея и сутью боевика. Первая же комната ломится от интерактивных предметов: на комоде у койки лежит сендвич, который можно съесть; на стене по левую руку висят два выключателя, отвечающие за окно и освещение; неподалёку стоит мишка Уилсон, которого ничто не мешает взять в руки и пронести через половину кампании ради одного особо занудного достижения. У регистратуры разрешают поклацать по клавиатурам, потыкать в автомат с газировкой, выпить соду из банки, предварительно открыв её со смачным шипением. Де Варт и AOS знают, что производить впечатление надо сразу.

Комнаты изобилуют невероятным количеством уникальных ассетов.
Комнаты изобилуют невероятным количеством уникальных ассетов.
У противников много анимаций смерти одна брутальнее другой. Головы отваливаются, внутренности разлетаются, иной раз можно заметить отползающий куда-то торс.
У противников много анимаций смерти одна брутальнее другой. Головы отваливаются, внутренности разлетаются, иной раз можно заметить отползающий куда-то торс.
Динамическое освещение красиво подчёркивает ключевые элементы декораций.
Динамическое освещение красиво подчёркивает ключевые элементы декораций.
В сауне визор Доун запотевает (на минутку забудем, что девушка, вообще-то, бегает без головного убора).
В сауне визор Доун запотевает (на минутку забудем, что девушка, вообще-то, бегает без головного убора).

Cпустя пару минут блуждания по госпиталю и беготни от злодеев в поисках оружия, дело доходит до экшена, и Altered Orbit Studios идёт против традиций жанра, вместо привычного пистолета-единички вручает автомат — а потом тут же кидает геймера в гущу событий, даже не дав толком перезарядить находку. Как иначе намекнуть пользователю на то, что за битвы ждут его впереди?

Разработчики, впрочем, не дают времени на размышления о гейм-дизайне. Взрыв — и дверь палаты тяжело вваливается в комнату; из-за дымовой завесы доносятся крики, которые быстро тонут в звуках стрельбы, а затем и предсмертных стонов. Пыль рассеивается, обнажая пару трупов и много-много розовато-фиолетовой крови. Эта маленькая стычка — лишь прелюдия, и спустя мгновения на просторах разрушенной больницы (а потом и всего мегаполиса) начинаются кошки-мышки с армией хорошо подготовленных солдат.

Selaco с самого анонса сравнивали с F.E.A.R., и уже сейчас, в версии 0.83, команде AOS удалось поразительно точно воссоздать дух хита 19-летней давности. И дело отнюдь не в восхитительной разрушаемости окружения, которую нынче не встретишь и в ААА-релизах, — она добавляет шарма, но крошащиеся стёкла и разлетающаяся от пуль бумага играют лишь вторую скрипку. Всё проще: от первой до последней экшен-сцены враги ведут себя хитро и опасно. Вот они пытаются окружить, полагаясь на численное превосходство, а потом, после гибели пары товарищей, начинают паниковать и слегка меняют подход. Почуяв, что героиня ранена, они переходят в контрнаступление, лишь бы не дать отдышаться (она умеет регенерировать здоровье, если оно ниже 35). Когда дело пахнет жареным, в ход идут гранаты и дымовые шашки. Каждый бой тянет перепроходить, и всякий раз события идут по уникальному сценарию, чего, признаться, не ждёшь от шутера в 2024 году.

В портативном компьютере можно найти немало информации, но чаще всего туда приходится заглядывать ради чтения писем и изучения новых вражеских тактик.В портативном компьютере можно найти немало информации, но чаще всего туда приходится заглядывать ради чтения писем и изучения новых вражеских тактик.
Щиты, что занятно, остаются висеть до самого конца эпизода.Щиты, что занятно, остаются висеть до самого конца эпизода.
Подкат отправляет врагов в полёт до ближайшей стены и порой позволяет уворачиваться от пуль.Подкат отправляет врагов в полёт до ближайшей стены и порой позволяет уворачиваться от пуль.
Гвоздемёт из F.E.A.R. тут как тут — приколачивает злодеев к стене, как в классике. Плюс он теперь стреляет со скоростью пулемёта.Гвоздемёт из F.E.A.R. тут как тут — приколачивает злодеев к стене, как в классике. Плюс он теперь стреляет со скоростью пулемёта.

Разумеется, де Варт не остановился на обычной реконструкции одного из главных релизов 2000-х — он решил ещё и исправить очевидные недостатки. Например, чтобы компенсировать идентичность абсолютного большинства противников, в новинку добавили механику Invasion Tiers: время от времени злодеи обзаводятся особой экипировкой, вынуждая адаптироваться, действовать немного иначе. Щиты, роботы-помощники, солдаты-лидеры, которые усиливают своих подопечных, — в ход идёт каждое мыслимое подспорье, лишь бы поединки не наскучили ближе к финалу.

Доун тоже не беззащитная овечка: у героини под рукой целый арсенал со множеством апгрейдов и типов альтернативного огня. Плюс девушка ловкая и сильная сама по себе. Иными словами, баланс в Selaco достаточно любопытный — врагов много, они опасные и быстро «плавят» здоровье, если действовать безрассудно, но в то же время у геймера столько шансов изменить ход любого боя в свою пользу, что никогда не чувствуешь себя слабым. Отчасти поэтому битвы захватывают дух: в них хочется рисковать, и если знать как, то одержать верх над любым отрядом солдат не составит труда.

Помимо Steam-достижений в игре есть свои ачивменты, за выполнение которых награждают материалами для крафта. Задачи, правда, бесхитростные и сводятся к «убей» да «собери».Помимо Steam-достижений в игре есть свои ачивменты, за выполнение которых награждают материалами для крафта. Задачи, правда, бесхитростные и сводятся к «убей» да «собери».
Помимо джентльменского набора уровней сложности в Selaco есть уникальные модификаторы. Хардкорный режим, например, разрешает сохраняться только в автоматах GWEN, где обычно можно закупиться аптечками или взять апгрейд для кулаков.Помимо джентльменского набора уровней сложности в Selaco есть уникальные модификаторы. Хардкорный режим, например, разрешает сохраняться только в автоматах GWEN, где обычно можно закупиться аптечками или взять апгрейд для кулаков.
Практически каждую деталь шутера можно настроить под себя. Не нравится HUD, скучаете по ADS-прицеливанию, раздражает крестик, обозначающий попадания по врагам? Всё разрешают включить-отключить.Практически каждую деталь шутера можно настроить под себя. Не нравится HUD, скучаете по ADS-прицеливанию, раздражает крестик, обозначающий попадания по врагам? Всё разрешают включить-отключить.

Проще говоря, как шутер, как сборник интерактивных арен для выяснения отношений с пришельцами игра вызывает неподдельное восхищение. Но, как это часто бывает с проектами маленьких команд, Altered Orbit Studios хотелось большего. В погоне за недостижимым идеалом она добавила в своё творение много механик, мини-игр, контента разного толка… и по дороге к совершенству забыла, что лучшее — враг хорошего.

Перебор

Одна из самых частых проблем независимых разработчиков заключается в том, что они плохо контролируют свои импульсы: дизайнеры теряют голову, и в надежде восхитить одарённые люди начинают графоманить почём зря. Selaco — иллюстрация того, что же бывает, когда студия забывает нажать на тормоза.

Взять, например, структуру повествования: в отличие от F.E.A.R. или Doom с их чётким разделением на уровни и главы, кампания устроена как  Half-Life — героиня движется по линейному маршруту с загрузками в изолированных коридорах, эффектными сценами разрушающихся на глазах помещений и настроением интерактивного фильма-катастрофы. Ход логичный, ведь шедевр 1998 года славится в том числе динамичным повествованием; да, в нём хватает заминок в духе On A Rail, но Гордон Фримен постоянно шагает вперёд, не оглядывается, попадает в новые ситуации — путь через научно-исследовательский комплекс «Чёрная Меза» в измерение Зен ощущается как большое, насыщенное приключение. AOS дотошно скопировала формат…, а потом испортила его, добавив в уравнение бэктрекинг и счётчик секретов.

На город идёт нашествие, но никто никуда не торопится — Доун может вернуться практически куда угодно. Исключение — одна зона ближе к финалу, где нет секретов. Разумеется, это лучший фрагмент боевика.На город идёт нашествие, но никто никуда не торопится — Доун может вернуться практически куда угодно. Исключение — одна зона ближе к финалу, где нет секретов. Разумеется, это лучший фрагмент боевика.
Чтобы поиск спрятанных припасов не затягивался, в игру добавили особый датчик тайников. Погоды он не делает.Чтобы поиск спрятанных припасов не затягивался, в игру добавили особый датчик тайников. Погоды он не делает.
Лутбоксы! Поскольку вне хардкорного режима валюта практически бесполезна, гейм-дизайнеры раскидали по локациям пяток таких вот сундучков со случайно генерируемыми припасами.Лутбоксы! Поскольку вне хардкорного режима валюта практически бесполезна, гейм-дизайнеры раскидали по локациям пяток таких вот сундучков со случайно генерируемыми припасами.

Эпохальное произведение Valve за четверть века разобрали с разных сторон — это не просто эффектный экшен, но мощный аттракцион. И чтобы поддержать необходимый темп, его авторы воспользовались рядом трюков, один из которых может показаться в наше время неочевидным: геймеру, помимо всего прочего, нарочно не позволяют двигаться в обратном направлении слишком далеко. Хотя Гейб Ньюэлл (Gabe Newell) и его подчинённые ставили бытовое правдоподобие во главу угла, они понимали: пользы от путешествий назад в линейном приключении без респауна противников нет. Равно как знали, что боевику с акцентом на сюжете, где счёт идёт на часы, поиски секретов а-ля Doom особо не нужны, — именно поэтому никакой статистики тайников в Half-Life нет. Иначе говоря, методом проб и ошибок Ньюэлл и ко выяснили, что во имя цельности от иных идей и традиций надо отказываться.

В Altered Orbit Studios сей мудрости не поняли. Или же решили усидеть на десятке стульях — отдать дань уважения и  Duke Nukem 3D, и Half-Life, и F.E.A.R., и  Deus Ex, хотя это совершенно разные произведения, идеи которых плохо сочетаются друг с другом. В итоге получился нескладный шутер, который смачно играется в ключевые моменты, но упорно противоречит сам себе.

Эту парадоксальность легко заметить, если оторвать взгляд от фееричных перестрелок и бросить его на что угодно — даже на структуру кампании. Как, вы хотели бегать и стрелять по спецназовцам, то есть чего-то в духе F.E.A.R.? Зря, извольте каждые пять минут тормозить и сдавать назад, сканировать каждый угол в поисках хабара — вы же не хотите пропустить драгоценный апгрейд! Происходящее, если попытаться выжать из эпизода всё, живо навевает в памяти гэг из «Симпсонов».

Аналогично неуклюже обстоят дела со сценарием. Страница в Steam пафосно обещает сюжетный FPS, однако без подсказки свыше о существовании нарратива и не догадаешься: штрихпунктирная история без внятных персонажей, конфликтов и даже намёка на драматургию излагается лишь через валяющиеся под ногами КПК. Понятно, что AOS надеялась сделать реверанс в сторону дилогии  System Shock, но, увы, она наступила на те же грабли, что и авторы  Doom 3: разменяла редкие, но важные сообщения на тонну бессмысленной дряни из рабочих переписок. Впрочем, сравнение слегка несправедливое: в противоречивом хорроре id хотя бы есть центральный антагонист.

Беда и с миром Selaco. Мегаполис явно планировали сделать правдоподобным, ярким, интригующим. Но в таком случае какого чёрта на каждой третьей стене красуются отсылки ко всему подряд, от треш-кино 90-х до современных YouTube-блогеров и давно протухших мемов — т. е. инородные элементы, мешающие погружению и лишь подчёркивающие искусственность декораций? Ах да, потому что Калеб в  Blood цитировал хоррор-ленты и посещал отель из «Сияния», а Дюк Нюкем то и дело бросался фразами из «Зловещих мертвецов»Де Варт и его коллеги то строчат десятки унылых писем с претензией на аутентичность, то паясничают, как дорвавшаяся до Интернета детвора.

Почты в игре много, а проку от неё мало. Если не считать кодов от замков — они удобно выделены, чтобы избавить нас от необходимости листать очередную переписку о бракованном медведе с голосом ютубера Civvie11.Почты в игре много, а проку от неё мало. Если не считать кодов от замков — они удобно выделены, чтобы избавить нас от необходимости листать очередную переписку о бракованном медведе с голосом ютубера Civvie11.
Пример непоследовательного внимания к деталям: в госпитале можно переворачивать койки, создавая импровизированные укрытия. Круто, но больше нигде ничего подобного нет — столы и тому подобная утварь прикручены к полу болтами. Даже в F.E.A.R. 2 механика хотя бы распространялась на холодильники и шкафы.Пример непоследовательного внимания к деталям: в госпитале можно переворачивать койки, создавая импровизированные укрытия. Круто, но больше нигде ничего подобного нет — столы и тому подобная утварь прикручены к полу болтами. Даже в F.E.A.R. 2 механика хотя бы распространялась на холодильники и шкафы.

И если отдельные элементы из классики ещё можно понять и принять, списать на дань уважения, то некоторые задумки будто достали из шляпы — как, например, комнаты сохранений из  Resident Evil. К чему они здесь, вообще непонятно: видать, для реализации бэктрекинга нужно было как-то оформить спуск в метро. Вот бы ещё дизайнеры сообразили поставить туда сундуки для телепортации предметов, чтобы не приходилось лично таскать предметы через прямую, точно кишка, кампанию.

Интерактивное окружение, которое поначалу видится неоспоримым достоинством, тоже теряет вау-эффект и начинает казаться откровенно лишним — да, картины можно поправлять, свет дают включать-выключать, но толку от большей части таких деталей нет. Приятно, что многие предметы функционируют как подобает, но вот бы ещё в них был какой-то смысл: скажем, темень бы сказывалась на меткости противников. В какой-то момент крепнет странное подозрение, будто многое в Selaco замышлялось ради лайков и мемов, как позёрства для ценителей красивых мелочей. «Вау, тут можно не только отстреливать головы, но ещё и устраивать матчи в кривой аэрохоккей, есть пиццу и спасать рыбок из протекающего по законам физики аквариума!»

Стоит оговориться, что в шедеврах на движке Build тоже были подобные вещи — но там они просто создавали иллюзию мира и никогда не перетягивали одеяло на себя. Здесь ситуация ровно обратная: подобно бытовухе из  Duke Nukem Forever, вся эта пыль в глаза не добавляет штрихов к картине осаждённого города, а лишь отвлекает от битвы за него. Отвлекает не меньше секретов, сводящихся к унылому выстраиванию башен из офисной утвари в надежде допрыгнуть до очередного тайника. Видать, это тоже отсылка — в данном случае к иммерсивным симуляторам вроде Deus Ex или  Prey.

На секретном уровне последовательность зачистки локаций влияет на количество препятствий в оставшихся зонах. Отличная задумка, но разницу порой надо искать с лупой.На секретном уровне последовательность зачистки локаций влияет на количество препятствий в оставшихся зонах. Отличная задумка, но разницу порой надо искать с лупой.
Абсолютное большинство апгрейдов — прямые улучшения, так что тратить ресурсы на редкие спорные обвесы не имеет смысла.Абсолютное большинство апгрейдов — прямые улучшения, так что тратить ресурсы на редкие спорные обвесы не имеет смысла.
Время от времени противников можно застать врасплох, но о каком-либо подобии стелса, даже с учётом глушителя для снайперки, речи не идёт. Удар кулаком в затылок, кстати, пришельцев не убивает.Время от времени противников можно застать врасплох, но о каком-либо подобии стелса, даже с учётом глушителя для снайперки, речи не идёт. Удар кулаком в затылок, кстати, пришельцев не убивает.
В Selaco очень мало запоминающихся секретов. Из 150 штук можно выкинуть где-то треть и ничего не потерять.В Selaco очень мало запоминающихся секретов. Из 150 штук можно выкинуть где-то треть и ничего не потерять.

Тяга добавлять ненужные детали отразилась в том числе на снайперской винтовке, которая безотказно косит часовых, а обычных противников и выстрелом голову не берёт. Пушка и так на редкость бесполезная для FPS с недостатком открытых пространств и динамикой F.E.A.R., но авторы пошли дальше и зачем-то приделали ей механику сошек, которые активируются, если встать на месте около укрытия по пояс. В чём логика, как они дополняют гейм-дизайн и боевую песочницу?

Печально, что абы как реализована Invasion Tier — гейм-дизайнеры зачем-то сообщают об апгрейде врагов незадолго до непосредственной встречи с ними. Казалось бы, в такого рода триллере сюрпризы были бы очень кстати, но нет, каждый раз перед перестрелкой на КПК приходит уведомление формы «У инженеров появились турели, будь готов!». А если его не прочитаешь, то оно назойливым красным треугольником останется висеть в углу экрана, намекая, что впереди опять какая-то подстава. И в этом вся Selaco — игра сначала приятно удивляет идеями и уровнем проработки каждой мелочи, а потом выясняется, что многое или сделано через пень-колоду, или только мозолит глаза. Кто-то (например, Civvie11) зовёт такой подход «перфекционизмом». Но вообще-то для творцов с отсутствующим чувством меры есть другой термин. Чуть менее лестный, зато красноречивый.

К финалу первого (и пока единственного) эпизода «лучшего шутера 2024 года» приходишь со смешанными чувствами. Разложить их по полочкам сложно, ведь поначалу новинка впечатляет — экшен-сцены в ней абсолютно роскошные и тянут кампанию на своих плечах. Да, с балансом оружия кое-где намудрили (дробовик ненадёжный и слишком медленный по меркам F.E.A.R.), а сложность надо править (разница между Commander и Admiral неожиданно мала), зато устраивать кровавый балет по второму, третьему, сотому разу очень весело, даже если просто перезагружать один и тот же давно зачищенный сегмент. Прискорбно, что всё остальное так или иначе вызывает вопросы.

Надоело кликать по врагам? Кликайте по бургерам!Надоело кликать по врагам? Кликайте по бургерам!


В нынешней форме  Selaco — словно работа талантливого графомана, который умеет красиво излагать мысли, но не знает, когда ему поставить точку. Лучше накрутить оборотов и нечитабельных метафор, раскидать непроходимое поле запятых! Конечно, авторы ещё могут отполировать побочные механики, наполнить бэктрекинг смыслом (или отказаться от него вовсе), превратить неплохой экшен с морем «воды» в цельный боевик — ранний доступ для того и существует.

За последние годы это уже третий шутер в голубовато-фиолетовых тонах с ловкой девушкой в главной роли и отчётливым налётом киберпанка. Жаль только, что далеко не лучший. Несмотря на множество технических наворотов, возможность спускать в унитаз туалетную бумагу и закликивать бургеры на КПК, проект студии AOS уступает лаконичным  Ion Fury и  Severed Steel, потому что больше не значит лучше.

AdBlock обнаружен!

Наш веб-сайт работает благодаря показу рекламы для наших посетителей. Пожалуйста, поддержите нас, занеся наш веб-сайт в белый список блокировщиков рекламы.

Как это сделать?