Обзор Men of War 2


Предыстория серии

Серия Men of War, как ее называли на западе, или «В тылу врага», как ее именовали отечественные издатели, насчитывает с десяток игр, выходивших с 2004 года. Разработчики то и дело менялись, издатели тоже. Права на серию переходили из рук в руки. Выходили успешные части, были и тотальные провалы. 

Последней успешной игрой серии стала «В тылу врага 2: Штурм 2», которая сейчас более известна, как «Men of War: Assault Squad 2». Именно там осели любители тайтла, ежедневно устраивая мультиплеерные побоища и поддерживая неплохой онлайн в количестве ~2 тысяч человек. 

Обзор Men of War 2
Men of War: Assault Squad 2, 2014 год

В 2020 году была попытка перевести игру на free-to-play основу выпуском Men of War II: Arena. Но после закрытых тестирований проект закрыли, потому что игроки были недовольны качеством проекта, да и в целом идея бесплатной Men of War вызывала негативные ассоциации у аудитории. 

Разработкой Men of War II: Arena занималась украинская студия Best Way — оригинальные создатели Men of War и Men of War 2. Эти же ребята выпустили в свое время движок GEM, ставший основой как для серии Men of War, так и для Call to Arms — идейного продолжения Men of War и ее прямого конкурента, который сегодня чувствует себя даже лучше, чем старший брат.

Обзор Men of War 2
Такой могла быть Men of War 2: Arena. В интерфейсе и в игровом мире сразу заметны многие детали, которые перекочевали в новую Men of War 2 — от мини-карты и иконок внизу до моделей зданий, реализации окопов и т.д.

К счастью, провал Arena не сломил энтузиазм разработчиков и они принялись за создание полноценного продолжения, с одиночными кампаниями и глубоко проработанным мультиплеером, используя наработки Arena и добавляя свежие идеи. 

Обзор Men of War 2
В отзывах Steam многие ругали графику. Да, это не Battlefield V, но спецэффекты, освещение и детализация окружения более чем достойные. 

15 мая 2024 года Men of War 2 вышла. Фурора игра не произвела, ее онлайн едва превысил показатели Men of War: Assault Squad 2 и пока не добрался до Call to Arms - Gates of Hell: Ostfront. Отзывы оказались неоднозначными. Да и я сам первое время испытывал скорее негативные эмоции, будучи относительным новичком в серии и не разбираясь во всех тонкостях. Но, шли часы, дни, пролетали матч за матчем, и я полностью изменил свое мнение. Хотя и с некоторыми оговорками. Теперь обо всем по порядку.

Сеттинг

Здесь Вторая Мировая во всех подробностях, с воссозданием техники, архитектуры, оружия, солдат, до мельчайших деталей. В некотором смысле игру можно назвать музеем военной истории того времени. Жаль, что нет режима, в котором каждую модельку можно было бы детально осмотреть и полюбоваться каждым полигоном. Все красиво, правдоподобно, реалистично — как минимум, для меня, новичка серии. 

Обзор Men of War 2
Режим обучения и первые успехи — танк противника пробит, экипаж уничтожен. Легких ботов «мочить» так приятно :)

Из фракций на релизе есть только три — США (олицетворяют союзников, но хотелось бы в будущем видеть британские и французские войска того времени), СССР и Германия. В будущем напрашивается расширение союзнических сил, появление Японии и каких-нибудь ближневосточных государств того времени. 

Одиночные режимы

Разработчики добавили масштабные сюжетные кампании и одиночные режимы, разделенные на несколько категорий и частей.

Обзор Men of War 2
В одной из миссий нашел собачку. Животные часто встречаются, как в сингле, так и мультиплеере — от собак и куриц до лошадей. И очень жалко, когда видишь в киллфиде, что твоя арта накрыла парочку курочек в деревне :(

Сюжетные кампании

Посвящены конкретным личностям, за судьбой которых игроки следят на фоне исторических сражений. В каждой кампании по шесть миссий:

  • Сорванный блицкриг — советская кампания 1941 года, в которой предлагается удержать стремительно наступающие германские армии, пользуясь ограниченными ресурсами. От первых столкновений с нацистами до танковых сражений и героического удержания позиций — было очень интересно.
  • Фалезский мешок — американская кампания 1944 года, в которой союзники должны открыть путь к Парижу после Нормандской высадки (частичное воссоздание реальной Фалезской операции, по результатам которой огромные силы нацистов во Франции оказались в котле). От высадки до масштабных штурмов — эта кампания показалась мне самой сложной и интересной.
  • На своей земле — немецкая кампания 1945 года от лица ветеранов Третьего Рейха, которые после нескольких лет кровопролитных сражений возненавидели правящий ими режим, но продолжили сопротивляться изо всех сил, пытаясь сохранить хотя бы свою родину. Очень кровавая, во многом печальная, но все же идеально подходящая в качестве финальной точки кампания. 

Вероятно, в будущем появятся другие кампании. В том числе от фанатов, ведь игра весьма дружелюбна к моддингу. Но и текущих мне хватило, чтобы ознакомиться с механиками игры и проникнуться атмосферой тех событий. Было много непростых челленджей, иногда даже опускались руки, но эмоции в итоге положительные. За кампании ставлю плюс.

Обзор Men of War 2
В миссиях даже есть кат-сцены со срежиссированными сценами. Неплохо!

Исторические кампании

Сосредоточены не на конкретных людях, а на общих событиях крупнейших военных операций Второй мировой:

  • Операция Багратион — наступление на белорусском фронте в 1944 году, от витебского прорыва до сражений у Полоцка и Бобруйска. Стремительные бои, прорыв линий обороны, очень много активных действий, было сложно.
  • Операция Оверлорд — от высадки в Нормандии до захода в Париж. Особенно сложно было бороться с Тиграми — не зря их считали самыми лучшими танками того времени. Но учитывая, что я невероятно люблю голливудские проекты, посвященные этим событиям, особенно фильм «Спасти рядового Райана» и мини-сериал «Братья по оружию», в этой кампании я кайфовал. 
  • Дополнительные миссии — отдельные мини-задания, не связанные единым сюжетом, для тех, кому было мало :) 

Здесь можно сделать те же выводы — на старте контента очень много, но в будущем его будет еще больше, ведь делать миссии еще проще, чем создавать сюжетно-повествовательные кампании.

Обзор Men of War 2
Меню кампаний

Завоевание и Рейд

Режимы-песочницы:

  • Завоевание — бои на стратегической карте в пошаговом режиме. Управляешь имеющимися силами, распределяешь их по карте, нападаешь на ключевые точки противника, сражаешься на тактической карте. Побеждаешь — продвигаешься дальше, проигрываешь — остаешься на том же месте с меньшим количеством ресурсов. ИИ делает то же самое. Есть Восточный фронт за СССР и Германию, а также Западный фронт за США и Германию.
  • Рейд — случайно генерируемые PvE-миссии, структура которых похожа на кампании. Можно позалипать часик-другой.

В песочницах я провел меньше всего времени, потому что меня уж слишком сильно манили мультиплеерные приключения. Но в целом эти режимы реализованы хорошо, любители вполне могут проводить в них кучу времени.

Обзор Men of War 2
Всем места за мешками с песком не хватило. Конкуренция была высокая, но один снаряд вражеской гаубицы убрал все споры — парочка оставшихся солдат с радостью улеглись в тени мешков :)

Мультиплеер

Сетевые сражения разделены на несколько режимов:

  • Батальоны против игроков и ботов. Открываешь различные батальоны и кастомизируешь их различными юнитами. Есть пехотные, танковые, противовоздушные, артиллерийские батальоны. Имеются и более специализированные гаубичные, разведывательные, штурмовые вариации батальонов. У каждой страны свой набор. Открываются батальоны по мере набора опыта в сражениях. Сражаться можно 4х4 и 5х5, у каждого свой батальон и свои задачи на поле боя.
  • Классический режим — игрок или команда имеют очки, за которые нанимаются юниты. Побеждает тот, кто умело распоряжается ресурсами и захватывает территорию. Здесь бои 1х1, 2х2 и 3х3.
  • Общевойсковой бой — почти то же, что и классический режим, только войска нанимаются эшелонами (сначала доступен первый, через несколько минут второй и так далее). Есть бои 1х1, 2х2 и 3х3.

Больше всего времени я провел в батальонных сражениях — они показались мне самыми комфортными, потому что ты имеешь конкретную задачу и концентрируешься на ней. Хотя, здесь ты сильнее зависишь от союзников — если попался с нубами, в каком-то из аспектов общая армия команды существенно просядет. Но уж очень сильных провалов я не замечал. Тем более, что и сам поначалу был абсолютным нубом.

Обзор Men of War 2
Окопы — главные спасители пехоты. Можно выкопать окопы разной глубины или даже траншеи. Инженеры также могут строить доты, вышки с пулеметами, но они быстро отлетают от арты. 

Баланс и впечатления

Больная тема для ветеранов, если почитать комментарии в Steam. И я сам сначала вообще не понимал, что происходит. Вот, как проходили мои первые бои:

  • Выбрал танковый батальон. Пошел парочкой танков в атаку, отхватил от гранатометчиков, потерял всю технику. Призвал новые танки, действовал аккуратнее — накрывала артиллерия и я снова все терял. 
  • Выбрал пехотный батальон. С криками «За Родину!» штурмовал позиции и с удивлением обнаруживал, что вся моя пехота, вне зависимости от элитности, за секунду падает от пулеметов и даже ружей новобранцев. Зубы скрипели от ярости, мышка тянулась к кнопке выхода из игры.
  • Выбрал артиллерию. Думал, отсижусь в тылу, постреляю, получу кайф от безнаказанности. Вражеская артиллерия и самолеты думали иначе и я снова терял все за считанные секунды. 

Наверное, такой опыт был и будет у всех новичков. Потому что даже в обучении, которые обязательно нужно пройти, описывается процентов десять от общих механик, особенностей, тактик. И даже каталог техники с подробным ее описанием не дает глубинного понимания, что и как делать. Игра очень недружелюбна к начинающим полководцам. 

Обзор Men of War 2
Артиллерия — сидит в тылу, портит соперникам нервы. Правда, нужно соблюдать баланс — стрелять реже, чтобы тебя не заметили, или постоянно менять позицию. Окопы и укрытия защищают посредственно — контрбатарейные меры противника сносят любую гаубицу вне зависимости от окопа. 

Пришлось идти на Youtube за гайдами. По новой Men of War почти ничего не оказалось. Зато, по Call to Arms и MoW: Assault Squad 2 море обучающего контента. И так как игры концептуально схожи, можно смотреть и запоминать. Чем и я занялся. 

Обзор Men of War 2
Горящий вражеский «Тигр» — услада для глаз. Нереально живучая штука. 

Оказалось, что несмотря на баланс в стиле камень-ножницы-бумага, геймплей здесь куда более глубокий:

  • Пехота хрупкая, но может засесть в траншее, окопе или здании, откуда ее сложно выбить. И только пехота (за редкими исключениями) двигает линию фронта, зарабатывая очки. Она же может «ваншотать» танки на ближней дистанции гранатами и панцерфаустами. Главное, занять позиции, укрепиться и лишь потом двигаться.
  • Танки — мощные, бронированные, шустрые, больно стреляют пушками и косят пехоту пулеметами. Но если противник сбоку — бабах. Если накроет арта — бабах. Прилетит самолет — бабах. Подползет диверсант — бабах. Просто стоять и стрелять — вообще не вариант. Штурмовать в лоб без пехотной поддержки — самоубийство.
  • Артиллерия — «стой и стреляй» тут не работает, потому что у врага тоже арта, которая моментально накроет тебя в ответ. «Стой, стреляй, меняй позицию, не демаскируйся» — вот, как нужно действовать. 

А ведь еще есть мотопехота, разведчики, корректировщики, снайперы, противотанковые пушки, авиаудары, ПВО, лошади, мотоциклы — это не «камень-ножницы-бумага», а настоящие шахматы с куда большим количеством фигур. И если игра тебе интересна и ты потратишь время на ее глубокое изучение (опытным путем или на Ютубе), она раскроется совершенно по-новому.

Обзор Men of War 2
Законы физики на пару секунд отвернулись в сторону, чтобы мои ребята могли вытолкать гаубицу из окопа. Легких путей они точно не искали :)

Какой кайф я испытал, когда впервые победил пехотным батальоном! Удерживая линию фронта, грамотно штурмуя, атакуя уязвимые точки противника — красота! Или когда научился правильно действовать артой и буквально расщеплял на атомы бронетехнику и укрепления врагов, позволяя команде штурмовать. 

Обзор Men of War 2
Иногда хотелось просто красоты — но выставлять всю свою технику в ряд и лететь вперед с криками «УРА!» не очень выгодно. К счастью, пробовал я эту тактику уже на грани поражения, для интереса. 

Эмоций просто масса. И мне хочется заходить в эту игру буквально каждый день, хотя бы на один бой, чтобы ощутить атмосферу командного сражения и применить на практике свои навыки, реализовать новые идеи. 

Графика и оптимизация

Кто-то говорит, что графически MoW 2 устарела на десять лет. И на некоторых скриншотах ее и правда почти не отличить от той же Assault Squad 2. Но эффекты, освещение, окружение — все это выглядит весьма современно. Да, в Call to Arms более сочные текстуры техники. Но важно это разве что для любителей военной эстетики. Мне нравится мультиплеер и значение там имеет не графика, а навыки, твои и соперника.

Обзор Men of War 2
Немецкая вундервафля. Стреляет огромными ракетами, очень медленно перезаряжается, не супер меткая, но кошмарно бронированная — даже из самой мощной арты приходилось делать по 4-5 точных попаданий. 

Оптимизация спорная. FPS хватает с головой, вылетов и лагов во время боя нет. Но вот серверы пока слабоваты. Загрузка занимает чуть ли не минуту-полторы, и в первые мгновения боя, когда спавнятся юниты, появляются сильные лаги. Потом все гладко и комфортно, с редкими подвисаниями камеры. Играть можно без проблем, но простор для улучшений явно есть.

Выводы

Men of War 2 мне понравилась. Куча проработанных одиночных кампаний, неплохо сбалансированный мультиплеер, огромное количество юнитов и существующих благодаря этому тактик, прекрасная музыка, классные звуки и эффекты. Возможно, здесь нет каких-то фишек из прошлых игр серии или из Call to Arms, на что регулярно намекают негативные отзывы в Steam. Но я, изначально полный нуб, а теперь уже делающий первые успехи полководец, доволен.