Какие жанры компьютерных игр бывают
Например, если вы любитель сиюминутного удовольствия от игр, то вам лучше подойдут экшены. Нравится решать головоломки или управлять ресурсами? Скорее всего, вам больше понравятся стратегии в реальном времени или ролевые игры (RPG). Но вне зависимости от того, что конкретно вам интересно, обязательно найдется игровой жанр, который придется вам по душе.
Для начала немного истории.
Первая видеоигра была создана физиком Уильямом Хигинботэмом в октябре 1958 года. В том году она стала гвоздем дня открытых дверей в Брукхейвенской Национальной лаборатории.
Хигинботэм, который работал в лаборатории, хотел создать интерактивное развлечение для посетителей. Много лет спустя в одном из своих интервью он рассказывал, что хотел «…оживить это место. Создать игру, в которую люди могли бы играть и которая донесла бы до них, что наши научные изыскания приносят обществу пользу».
В игру под названием Tennis for Two играли на осциллоскопе, миниатюрный пятидюймовый экран которого отображал только тонкие синие линии, похожие на PONG. Посетители выстроились в очередь, а эксперимент Хигинботэма вскоре стал самым популярным экспонатом лаборатории.
В те давние времена вычислительная мощность компьютеров ограничивала игры, которые могли создавать программисты. Перенесемся в наши дни – теперь технологии позволяют разработчикам игр реализовать все, о чем они только могут мечтать. Поэтому за последние несколько лет появились новые жанры и категории игр, выходящие за рамки традиционных классификаций.
Мы попытались составить полный список всего разнообразия типов компьютерных игр. Отметим, что они не являются взаимоисключающими категориями и могут пересекаться.
Сущность экшенов отражает их название – в переводе с английского оно означает «действие», и здесь игрок находится в самом центре действия и управляет им. Главным образом оно связано с физическими испытаниями, которые нужно преодолеть. К этому жанру относились самые первые видеоигры, например, Galaga и Donkey Kong.
Обычно в экшенах очень легко приступить к игре, поэтому они до сих пор остаются самыми популярными видеоиграми.
А теперь рассмотрим поджанры этой категории.
Более точное, но все еще довольно широкое и расплывчатое понятие, которым описывали большинство видеоигр начиная с момента зарождения этого жанра, – это аркады. Собственно, этим термином называли все, во что можно было поиграть на аркадных автоматах. Огромное количество любимых консольных игр поколения 90-х, таких как Pac-Man, Double Dragon и тот же Donkey Kong были портированы на приставки после нескольких лет успеха на автоматах.
Ныне аркадами ошибочно называют различные казуальные простенькие игры. Да, механики в аркадах действительно довольно незатейливые, но это не значит, что они не способны бросить вам вызов, скорее наоборот. Если не верите, попробуйте пройти какую-нибудь игру из нашей тематической подборки ни разу не бросив геймпад в стену.
Платформеры получили свое название благодаря тому, что в процессе игры ее главный персонаж взаимодействует с платформами – обычно бегает, прыгает или падает. Разнообразных платформеров очень много, самым известным из них, пожалуй, можно назвать серию Super Mario Bros., а Donkey Kong был одним из самых первых.
Интересный факт: первым трехмерным консольным платформером была Jumping Flash! на первой Sony PlayStation. До этого момента все платформеры были плоскими, «с видом сбоку», а персонажи обычно бежали слева направо.
Шутеры позволяют игрокам использовать в своих действиях оружие, обычно с целью уничтожить врагов или противоборствующих игроков.
Шутеры делятся по ракурсу обзора игрока. В шутерах от первого лица (FPS – Frst-person shooter) вид из глаз главного персонажа. Типичными примерами являются Call of Duty, Half-Life и Halo. В шутерах от третьего лица типа Fortnite и Splatoon действие показано так, что игрок может видеть главного персонажа, обычно чуть сверху и сзади. Но шутеры не всегда были трехмерными, и если в современных играх обычно используется шкала здоровья, которая растет или уменьшается в зависимости от уровня здоровья или состояния персонажа, то в разнообразных 2D-шутерах, о которых мы поговорим отдельно, часто применяется шаблон с некоторым количеством «сердечек», когда надпись Game Over появляется после исчерпания их запаса.
В отличие от других более традиционных жанров, перечисленных в этой статье, концепция лутер-шутеров довольно новая и все еще находится в зачаточном состоянии. Следовательно, определяющие черты жанра несколько гибки, поскольку не существует однозначного мнения в отношении того, что представляет собой истинный лутер-шутер.
Очевидно, что игры этой категории в первую очередь представляют собой шутеры от первого или третьего лица, где геймплей и прогресс игрока всячески завязан на получении все более и более крутого оружия, снаряжения или способностей. Можно провести некую параллель с MMO или гриндилками, вроде Diablo и Path of Exile, где целью большинства игроков является не дойти до какого-либо финала или убить больше всего монстров, а собрать как можно более впечатляющий сет для своего персонажа.
Такие тайтлы как Borderlands во многом популяризировали этот жанр среди казуальных игроков, а Destiny и The Division и вовсе снискали репутацию бесконечных сессионных игр-сервисов, в которые регулярно добавляется новый сезонный контент.
Это еще одна разновидность шутеров, которая постоянно развивается и в последнее десятилетие этот жанр пережил новую волну популярности, благодаря таким сериям как Arma и Rainbow Six, хотя корнями он уходит аж в 80-е.
Одной из первых игр, обозначивших основные жанровые критерии тактических шутеров, принято считать Airborne Ranger, где, в отличие от большинства экшн-игр той эпохи, поощрялся расчетливый и, собственно, тактических подход к выполнению миссий, так что просто бегая и стреляя пройти ее было практически невозможно.
В целом, тактические шутеры довольно милитаризированные, так как часто завязаны на постоянной коммуникации, дисциплине и слаженных взаимодействиях отряда игроков или на своевременно отданных приказах ИИ-напарникам, как например в игре SWAT 4.
На наших просторах этот жанр в первую ассоциируется с серией Counter-Strike и успех этой игры на киберспортивной сцене во многом обусловлен ее огромной тактической глубиной.
Шутеры от первого лица являются одним из самых популярных жанров, однако у них есть один весомый недостаток – игроки не могут оценить весь масштаб разрушений, которые они причинили из-за ограниченного поля зрения. Этой проблемы нет в так называемых shoot ’em up и top-down шутерах, так как вы наблюдаете за происходящим с высоты и сразу видите всю картину происходящего. Кстати говоря, это также один из старейших видео игровых жанров, у истоков которого стояли такие мастодонты как Galaga и Space Invaders.
Лучшие современные представители этого жанра прочно засели в категории «инди», но это это не значит, что интерес публики к быстрым и хаотичным перестрелкам с видом сверху начала угасать. Shoot ’em up и top-down шутеры живее всех живых, и такие хиты как Hotline Miami, Enter the Gungeon и Ruiner являются этому ярчайшим подтверждением.
Слэшеры или hack and slash также являются хорошим выбором, если вы хотите оказаться в эпицентре безостановочного экшена. Игры этого жанра, как правило, динамичны, наполнены толпами врагов и огромным выбором оружия, которым можно в буквальном смысле рубить и кромсать все на своем пути.
У слэшеров нет каких либо четких критериев, помимо наличия чего-то острого и увесистого в руках главного героя и бесконечной очереди желающих испытать на себе силу вашего удара. Чаще всего подобные проекты представляют собой игры от третьего лица с довольно высоким уровнем безумия и жестокости, но есть и яркие исключения на стыке разных жанров, вроде той же серии Diablo.
В файтингах, в частности, Mortal Kombat и Street Fighter II, все действие сосредоточено на боях, которые чаще всего проходят в форме единоборств. Обычно в файтингах большой набор играбельных персонажей, каждый из которых специализируется на своих уникальных способностях или боевом стиле. В большинстве традиционных файтингов игрок должен сражаться, продвигаясь все выше и побеждая все более и более сильных противников.
Интересный факт: Street Fighter II был одной из первых видеоигр, где появился играбельный женский персонаж, Чунь Ли (самый первый играбельный женский персонаж появился в игре для автоматов Taito 1985 года под названием Typhoon Gal.)
Игры жанра Beat-em up, или броулеры, также сосредоточены на боевке, но вместо сражения с одним соперником игроки сталкиваются с целыми волнами врагов. Одной из первых игр этого жанра была Double Dragon, среди более недавних можно назвать серию Batman Arkham или Castle Crashers.
Чтобы справиться с испытаниями в стелс-экшенах, потребуются хитрость и точность. Хотя бой и другие действия также могут помочь в достижении цели, как в Dishonored, обычно в стелс-играх приветствуется скрытность. Родоначальницей этого жанра стала серия Metal Gear.
Такой поджанр экшенов, как survival-action, в последние несколько лет завоевал значительную популярность. Одним из первых его представителей была игра в жанре survival-horror Resident Evil, хоть она и была линейной, тогда как действие более современных игр на выживание типа Fortnite обычно происходит в открытом мире, а игроки получают возможности и ресурсы для создания инструментов, оружия и укрытий с целью выжить максимально долго.
Ритм-игры, типа Dance Dance Revolution и Guitar Hero, основаны на музыке, и игроку нужно успевать за ритмом песни или мелодии, для набора очков нажимая соответствующие кнопки на контроллере в точно выверенное время. Иногда этот жанр называют также музыкальными играми.
Интересный факт: Первой ритм-игрой считается PaRappa the Rapper, вышедшая на первой PlayStation в 1997 году.
Чаще всего в action-adventure сочетается две игровые механики – квесты или испытания на протяжении всей игры, которые нужно проходить и преодолевать, используя собранные предметы или инструменты, а также элемент экшена, где применяется различное оружие и снаряжение.
Это может показаться несколько запутанным, поэтому проще объяснить на примере. В Legend of Zelda Линк должен пройти восемь подземелий, чтобы собрать разрозненные части Трифорса Мудрости. После того, как он найдет все восемь частей и соберет артефакт, можно попасть в девятое и последнее подземелье, чтобы спасти Принцессу Зельду. Для сбора удаленных предметов и атаки Линк использует бумеранг.
Игры жанра action-adventure типа The Legend of Zelda больше сосредоточены на исследовании, решении головоломок и поиске добычи, а простая боевка является скорее вспомогательной по отношению к геймплею в целом.
Интересный факт: К жанру action-adventure часто относят игры, которые не соответствуют критериям других жанров. Первой action-adventure считается игра 1979 года с говорящим названием Adventure для Atari 2600.
В играх жанра survival-horror, например, Resident Evil, для создания мрачных и суровых сеттингов часто используется серьезная тематика. Во многих подобных играх изображается насилие и кровь, поэтому они предназначены только для взрослой аудитории. Обычно такие игры могут похвастаться захватывающим геймплеем, усиленным ключевым элементом механики: ограниченными ресурсами, например, боеприпасами или оружием.
Интересный факт: Resident Evil – одна из наиболее успешных игровых серий в истории, в рамках которой появилось множество продолжений, фильмов, игрушек, книг и настольных игр. А согласно геймерскому изданию Книги рекордов Гиннесса первой Resident Evil для PlayStation принадлежит рекорд худшего диалога в истории видеоигр.
Этот жанр обязан своим названием двум вдохновившим его играм, Metroid и Castlevania. Метроидвании похожи на обычные action-adventure, но они нелинейны и часто требуют от игрока возвращаться назад или ограничивают его развитие, пока он не найдет конкретный предмет или особый инструмент. «Апгрейд» вашего персонажа новым оружием, способностями и другими усилениями открывает доступ в «особые» места игры – но не забудьте о сражениях с боссами, еще одной отличительной характеристики жанра метроидвании.
Приключенческие игры часто делятся по стилю геймплея, а не сюжету или контенту. И несмотря на то, что с развитием технологий разработчики получили множество возможностей по реализации сюжетов в этом жанре, по своей сути эти игры недалеко ушли от своих текстовых предков.
Обычно в квестах игроки взаимодействуют с другими персонажами и окружающим миром для решения головоломок с подсказками, продвигаясь таким образом по сюжету. Не считая периодических мини-игр, в квестах редко встречаются экшен-элементы. Поэтому среди мейнстримных геймеров жанр не так популярен.
Интересный факт: Самым успешным квестом всех времен считается Myst. Он вышел в 1993 году, который многие считают годом расцвета жанра, и стал самой продаваемой игрой для ПК всех времен. Кроме того, он открыл миру эпоху игр на компакт-дисках.
Первые текстовые квесты называли «интерактивными книгами». Как и следует из названия, геймплей основан на текстовых сообщениях, то есть в ответ на запрограммированные в игре разветвления сюжета или ситуации игроки вводят текстовые команды, например, «взять лопату», «схватить меч» или «идти на север». При создании текстовых квестов программисты тратили значительное время на разработку различных вариантов ответа на команды игрока.
По мере того, как компьютеры становились все более мощными и способными вместе с текстом выводить графику, развивались и сами игры. Например, в первых графических квестах простые картинки лишь дополняли текстовые приключения. В дальнейшем, когда мышь стала полноценным игровым контроллером, игры стали заменять текстовые команды на действия мышью, а игроки начали использовать для взаимодействия с объектами на экране принцип «point-and-click».
В большинстве визуальных новелл, безумно популярных прежде всего в Японии, игрок должен выбрать особенности или параметры персонажа, которые влияют на геймплей. Обычно в этих играх множество концовок, определяемых действиями игрока в определенных точках сюжета. Популярными темами многих визуальных новелл являются симуляции свиданий или судебных процессов (например, Ace Attorney для Nintendo DS).
Интересный факт: Почти 70% игр для ПК в Японии – визуальные новеллы.
Технология лазерных дисков позволила создать интерактивные фильмы. В них используются заранее отснятые сцены с живыми актерами или мультипликацией, приключение обычно представляется с видом от третьего лица, а игрок контролирует выбор в определенных узловых точках сюжета, например, сдвигает стик вправо или нажимает кнопку, чтобы увернуться от летящего на него камня.
Интересный факт: Dragon’s Lair считается первым примером интерактивного кино и классикой видеоигр. За анимацию отвечал бывший аниматор Disney Дон Блут, и для создания игры его студии потребовалось семь месяцев.
Последнее слово в жанре приключений – 3D в реальном времени, которые иногда отделяют от интерактивного кино. Здесь вместо заранее отснятых сцен игроки взаимодействуют с трехмерным игровым миром в реальном времени. В качестве примера подобных игр можно назвать Shenmue и Heavy Rain.
Ролевые игры, или RPG – пожалуй, второй по популярности жанр. В нем часто встречаются средневековые или фэнтезийные сеттинги, что главным образом связано с происхождением жанра, который ведет свою историю от Dungeons & Dragons и других настольных игр. Но ролевые игры фантастической тематики, например, Mass Effect, Fallout и большинство частей Final Fantasy, также не обделены вниманием хардкорных ролевиков и внесли в жанр свой уникальный вклад.
Кроме того, на жанр повлияли и культурные различия – в частности, многие геймеры делят RPG на WRPG (западные) и JRPG (японские). Наконец, одной из знаковых фишек жанра является выбор игрока, влияющий на итог игры, то есть у многих RPG есть несколько альтернативных концовок. А теперь давайте рассмотрим различные виды ролевых игр.
Экшен-RPG заимствуют элементы жанров action и action-adventure. Определяющей характеристикой action-RPG можно назвать боевую систему в реальном времени, где все часто зависит от скорости и реакции игрока, а не только от высоких параметров его персонажа типа ловкости и харизмы.
Интересный факт: в первую Diablo до сих пор можно играть на официальных серверах в Интернете.
MMORPG, или массовые многопользовательские сетевые ролевые игры, появились как графические варианты текстовых многопользовательских подземелий (MUD – multi-user dungeon), популярных в конце 1970-х.
В MMORPG сотни игроков активно взаимодействуют друг с другом в едином мире и обычно выполняют одни и те же либо похожие задачи.
Еще один жанр, получивший название от вдохновившей его игры. Rogue была двухмерной компьютерной игрой в жанре «зачистки подземелий» 1980 года. В ней был текстовый интерфейс и случайная генерация уровней. Для прокачки параметров своих персонажей игроки должны были преодолевать препятствия и побеждать врагов.
Отдельно стоит упомянуть механику перманентной смерти персонажа, благодаря которой эти игры по праву считаются одними из самых хардкорных представителей жанра. Эти базовые принципы сохранились до наших дней, получив улучшенное графическое и геймплейное оформление.
Игровой процесс тактических RPG ближе к их настольным корням и часто представляет собой пошаговые действия на игровом поле, изометрическом или полностью трехмерном. Для победы над врагами у игроков есть ограниченные ресурсы (армии, оружие и т.д.) и требуется практически шахматная стратегия.
Ролевые игры с открытым миром, или «песочницы», позволяют игрокам свободно путешествовать по своей игровой среде в поисках приключений. Это одни из наиболее атмосферных и увлекательных игр, потому что огромное количество игровых персонажей и ситуаций, необходимых для создания побочных квестов и дополнительных сюжетных линий, позволяет разработчикам создавать поистине живые виртуальные миры.
Популярный ранее поджанр, ныне сдавший свои позиции action-RPG и тактической изометрии, представляет собой ролевые игры, где игрок управляет командой искателей приключений (в среде поклонников жанра устоялось слово «партия»), которая полностью создается в начале игры или собирается по ходу путешествия. Действие обычно происходит в подземельях, вся партия передвигается как единое целое, а сражения, как правило, пошаговые, хотя иногда могут происходить и в реальном времени.
Среди наиболее известных представителей жанра можно назвать серию Might and Magic и старые Bard’s Tale (не путать с более современной action-RPG с таким же названием).
Несмотря на название, обусловленное страной происхождения, японские RPG отличает также ряд знаковых геймплейных механик, в частности, особая боевая система (чаще всего пошаговая на основе меню действий), а также большее внимание к сюжету и взаимоотношениям персонажей, чем к их прокачке, которая по сравнению с западными RPG часто предоставляет игроку гораздо меньше свободы.
Сами персонажи тоже часто заданы изначально, а игроку доступна лишь ограниченная кастомизация параметров и внешнего вида.
Гача – разновидность RPG игр, которая ставит во главу угла механику коллекционирования персонажей, которые выпадают игроку рандомно, в ходе путешествий, посредством открытия лутбоксов. Проекты в этом жанре часто нацелены мотивировать геймера на внутриигровые траты – если не вкладывать реальные деньги, резко снизится вероятность появления нужных для эффективного прохождения героев. Хотя есть и редкие гача, что лояльно относятся к ресурсам пользователя.
Поджанр соулслайк берет свои корни в серии Dark Souls и предшествовавшей ей Demon’s Souls. Это хардкорные RPG, которые объединяет схожий подход к геймдизайну: высокая сложность сражений, где рядовой противник не менее опасен, чем босс; контрольные точки, у которых сохраняется прогресс и возрождается персонаж после гибели; риск потерять накопленный опыт, если после воскрешения игрок не сможет добраться до места поражения. Поджанр пользуется большим успехом, а его создатель, студия FromSoftware, постоянно подогревает к нему интерес выпуском новых тайтлов.
У представителей жанра симуляторов есть одна общая черта – все они созданы для симуляции реальных или вымышленных систем, ситуаций или событий.
Самой популярной игрой этого жанра по праву является SimCity. В ней игрок должен строить и развивать город, а также управлять им, в частности, планировать улицы, распределять пространства и взимать налоги с горожан. В других играх охват может быть ограничен большими или меньшими рамками, например, кафе, небоскребом, парком развлечений или целой планетой.
The Sims – самый популярный симулятор жизни и одна из самых продаваемых игр всех времен. Как и в SimCity (также созданной Уиллом Райтом) игрок управляет отдельными аспектами искусственной жизни. Такие симуляторы могут позволять игрокам управлять генетикой персонажа или средой их жизни. В некоторых случаях можно контролировать даже реакцию персонажа на определенные ситуации.
Игры с виртуальными питомцами типа Nintendogs и «Тамагочи» также можно отнести к этой категории – в сущности, это симуляторы ухода за животными. Таким образом, The Sims можно назвать социальным симулятором, и каждая из этих игр в определенном аспекте является симуляцией жизни.
Наконец, некоторые наиболее масштабные игры этой категории предоставляют персонажам значительный контроль над персонажами и их окружением и поэтому называются «симуляторами бога».
В этой категории довольно тяжело выделить наиболее популярные игры, потому что продажи примерно поровну делятся между авиасимуляторами и гонками (которые по своей сути являются симуляторами автомобилей различной степени реализма – геймеры 1990-х еще помнят слово «автосимулятор» из игровой прессы). Симуляторы техники пытаются воссоздать ощущение полета на самолете или вертолете, вождения гоночной машины и даже управления трактором на ферме.
Бой в этих играх тоже встречается (чаще всего в авиационных и танковых симуляторах). Также сюда относятся симуляторы поездов и космические симуляторы.
Важная особенность политического симулятора – смещение акцентов в сторону управления государством, дипломатии и геополитики. В отличие от варгеймов и глобальных стратегий, эти игры не фокусируются на сражениях, а сосредоточены на проведении внутренней и внешней политики.
Если в симуляторах жизни игроки управляют одним или несколькими персонажами, то в симуляторе бога под их руководство переходит целая община, народ или даже население планеты. Такие игры дают полный спектр возможностей, которые позволят ощутить себя всесильным существом – вплоть до вызова стихийных бедствий и терраформирования.
Симуляторы свиданий (или дейт-симы) моделируют развитие успеха в романтических отношениях с персонажами, причем в числе последних могут быть как особи человеческого вида, так и другие существа, включая инопланетян, птиц, танки и так далее. Игровой процесс же предполагает общение с выбором тех вариантов ответа, которые помогут развить отношения.
Симуляторы ходьбы вызывают разногласия в геймерском сообществе. Иногда их причисляют к жанрам immersive sim, интерактивного кино или хоррора, но ярко выраженные черты, по которым можно сразу определить представителя этого жанра, все-таки существуют, и это не только наличие большого количества ходьбы.
Такие игры, как правило, сосредоточены на сюжете и атмосфере, а не на геймплее и игровых механиках. В некоторых случаях, как например в Dear Esther и Shape of the World, вы буквально больше ничего не можете делать, кроме как перемещаться по миру, наслаждаться его красотами, погружаясь в созданные авторами истории или собственные мысли, что, как ни странно, может быть одинаково увлекательно и полезно.
Часто отдельные игры называют симуляторами ходьбы в уничижительном ключе, намекая, что в них особо нечего делать, однако существует множество примеров того, как при помощи минимальных геймплейных инструментов можно с первых же минут захватить внимание игрока, и не отпускать его до самого финала. Если не верите, начните The Stanley Parable, Firewatch или Gone Home, и можете потом сколько угодно делать вид, что не хотите пройти их до конца.
Жанр tycoon имеет много общего с градостроительными симуляторами, но ставить между ними знак равно было бы неправильно, так как есть «тайкуны», в которых процесс строительства отходит на второй план или отсутствует в принципе, например Game Dev Tycoon или Empire TV.
Как и в случае с любыми другими симуляторами, игры этой категории берут за основу какую-либо профессию или род деятельности, и предоставляют игроку возможность управлять всеми наиболее важными процессами. Так как во главу угла здесь ставится прибыльность вашего предприятия, их также можно назвать менеджерами или экономическими симуляторами, однако главной отличительной чертой каждого хорошего тайкуна является уютная атмосфера и приятный, пускай и минималистичный визуальный стиль, благодаря которому в них не надоедает играть даже после сотен часов, поэтому простых табличек и графиков, как в каком-нибудь бизнес-менеджере, тут не достаточно.
Геймплей этого жанра уходит своими корнями в традиционные настольные стратегические игры. Часто в этих играх вам доступен целый мир и все его ресурсы, а чтобы справиться с испытаниями, игроку требуется тщательно продумывать стратегию и тактику. Со временем значительная часть этого жанра перешла от пошаговых систем к реальному времени, следуя желаниям игроков.
4X можно назвать любую стратегию, где можно выделить четыре основных цели: исследовать (eXplore), развиваться (eXpand), эксплуатировать (eXploit) и уничтожать (eXterminate). Самой известной игрой этой категории, пожалуй, является Civilization Сида Мейера. Благодаря масштабу заложенных целей у многих игр этого жанра исторические сеттинги, а действие охватывает целые эпохи жизни цивилизации (человеческой или инопланетной).
В стратегиях в реальном времени от игрока требуется собирать и распределять ресурсы, строить базы, а также развивать экономику и военную силу. Наиболее популярной RTS в настоящее время, пожалуй, можно назвать Starcraft, стоит упомянуть также серии Warcraft, Age of Empires и Command & Conquer.
Тактика в реальном времени иногда считается поджанром RTS, но сосредоточена на управлении подразделением в бою, а не на менеджменте ресурсов и отдельных юнитов.
Этот поджанр сочетает черты экшенов, RPG и стратегий в реальном времени. Здесь обычно не нужно ничего строить и производить. Игрок управляет одним персонажем в одной из двух команд, каждая из которых пытается уничтожить базу противник. Часто им помогают управляемые компьютером юниты, атакующие в заданном направлении.
В обороне башен игроки должны отражать волны управляемых компьютером врагов (часто называемых «крипами»). Конкретные способности башен и крипов в разных играх могут отличаться, но обычно есть несколько башен с различными способностями, например, замедлением или отравлением крипов. Уничтожив определенное количество крипов, игрок получает ресурсы на покупку новых башен или апгрейд существующих, например, увеличение урона или дальности.
Эта категория отличает пошаговые стратегии от их собратьев в реальном времени. В пошаговой стратегии игрок получает определенный промежуток времени (ход), в который он выполняет некоторые действия. Как правило, во время хода игрока противники (другие игроки или управляемые компьютером) не двигаются.
Но, как и в случае с RTS, в этом жанре возможны отклонения от классической пошаговой схемы, например, перемещение по глобальной карте в реальном времени с переходом в пошаговый режим в бою, перехваты действий и различные концепции одновременного хода. Наиболее известный представитель жанра – серия Heroes of Might and Magic.
Игры этого жанра многое заимствуют у реальной военной тактики и обычно позволяют управлять небольшим подразделением с особым вниманием к вооружению, снаряжению и характеристикам каждого отдельного бойца. Часто этот жанр пересекается с тактическими RPG (Fire Emblem, Final Fantasy Tactics) или объединяется с более масштабным стратегическим режимом (XCOM, Jagged Alliance).
Геймплей этого поджанра стратегий сосредоточен на тактических или стратегических изысканиях с привязкой к карте, чаще всего без экономической составляющей и добычи ресурсов. Игры могут быть пошаговыми и в реальном времени, очень часто используются исторические сеттинги (в подавляющем большинстве случаев – Вторая мировая война). Среди наиболее ярких представителей можно назвать серии Panzer General, Close Combat, Sudden Strike («Противостояние») и «Блицкриг».
Гибрид варгейма и 4X, где для достижения целей обычно требуется грамотно управлять армией и ресурсами нации или империи.
Традиционные игры, такие как шашки, шахматы и нарды, до сих пор сохраняют свою популярность, а так как мир становится все более цифровым, они тоже получили виртуальное воплощение. Также к этой категории относятся карточные игры, от компьютерных реализаций покера и преферанса до Magic: The Gathering и Pokemon Card Game.
Автобатлеры, или автошахматы – гибрид стратегии и MOBA, в котором герои сталкиваются друг с другом на напоминающей шахматную доске. Персонажей можно объединять в стеки, а на карте появляются нейтральные враги, приносящие опыт и золото, что открывает простор для использования разных тактик. Вспыхнувший в начале 2020-х жанр очень быстро погас, и сейчас не пользуется большим успехом, хотя поклонники у него все же есть.
Спортивные игры, как и следует из названия, симулируют различные виды спорта, например, гольф, баскетбол, обычный и американский футбол. Встречаются также олимпийские виды спорта типа лыжных гонок, и даже «барный спорт» вроде бильярда или дартс. Обычно соперники управляются компьютером, хотя можно соревноваться и с другими игроками. И раз уж мы говорим о спорте, сами по себе видеоигры тоже можно считать спортом!
Одни из наиболее популярных игр этой категории – гоночные симуляторы серий Forza, Grand Turismo и Need for Speed, сюда же мы относим классику игровых автоматов типа Pole Position. Здесь игроки участвуют в гоночных заездах против соперников или на время.
Симуляция различных командных спортивных игр – один из старейших игровых жанров. Некоторые представители жанра, например, Arch Rivals и NBA Jam, подходят к спорту с юмором, тогда как другие, например, Madden NFL и FIFA, стараются воссоздать реализм и подарить ощущение участия в настоящих состязаниях.
Интересный факт: Серия Madden NFL старше половины игроков, которые сейчас играют в реальной лиге NFL. Игры серии посетили 33 различных платформы и консоли, в том числе Windows, iOS, Sega Genesis и Sega Saturn, Nintendo SNES, N64, GameCube, Wii и Wii U, Turbo Duo, 3DO, PlayStation c первой по четвертую и все поколения Xbox.
К этой категории мы относим вымышленные виды спорта и сами по себе соревновательные игры, в том числе киберспортивные дисциплины типа Overwatch и Team Fortress.
Этот жанр, представляющий собой сочетание спорта и файтингов, включает, например, симуляторы бокса типа Fight Night, а также игры о реслинге. В них более реалистичные бои и могут фигурировать реальные спортсмены.
Головоломки, или логические игры, обычно играются на одном экране или игровом поле, а для прохождения требуется решать определенные интеллектуальные задачи.
В логических играх нужно решать логические головоломки или проходить какие-то испытания для ума типа лабиринтов. Среди наиболее ярких представителей – интеллектуальные игры типа Brain Age и более казуальные головоломки, например, Tetris.
Интересный факт: Первая версия «Тетриса» была текстовой. Ее создатель Алексей Пажитнов для создания блоков различного размера использовал скобки, а игроки должны были изменять положение блоков, падающих в стакан, чтобы заполнять и убирать ряды.
Как и в настоящих викторинах, в компьютерных играх этого жанра для набора очков игрок должен ответить на вопрос в течение заданного времени (или раньше другого игрока). Этот жанр отлично подходит для казуальной игры, поэтому в последнее время его популярность неуклонно растет, особенно на мобильных телефонах.
В соответствии со своим названием, жанр escape the room предлагает игрокам проявить изобретательность и сбежать из ловушки, в которой оказался их персонаж. Обычно это сборник головоломок, что нужно последовательно решить ради достижения цели. Примечательно, что этот жанр существует и в реальном мире – в виде так называемых квест-комнат, очень популярного развлечения среди поклонников квестов в реальности.
Развитие технологий раздвигает границы возможного в видеоиграх, а разработчики – границы игровых жанров, все время создавая новые.
Наверняка многие из вас хоть раз искали Уолдо в одноименных книгах или видели головоломки, где нужно найти, что отличает две казалось бы одинаковые картинки. Примерно на этом же принципе строятся игры в жанре «поиск предметов».
Даже немного забавно, что формула и игровые механики в этих играх не меняются годами, а разгадка буквально всегда находится перед вами, но человеческий глаз очень легко обмануть, поэтому удовлетворение от обнаружения очередных часов на полке или записки на зеркале делают этот жанр вечным, пускай сегодня он и не так популярен, как в 90-е.
Виртуальная реальность постепенно захватывает нашу жизнь, неустанно приближая тот момент, когда мы окажемся в некоем подобие «Матрицы». Но пока этого не случилось, у нас есть куча времени, чтобы попробовать игры всех вышеперечисленных жанров в VR.
В большинстве случаев эта технология выглядит как прикольная модификация на один раз, которая особо не меняет геймплей и общее восприятие игры. Однако есть примеры, вроде VR-версий разных частей Resident Evil, когда судорожная перезарядка последней обоймы, которой вряд ли хватит для убийства несущегося на вас монстра, дарит беспрецедентные, сильно разнящиеся с первоисточником впечатления. А то, что уже начинают появляться крупные VR-эксклюзивы, вроде Half-Life: Alyx, доказывает, что мы потихоньку вступаем в эру киберпанка.
Что касается AR, то есть дополненной реальности, то такого рода проекты пока популярны в основном на мобильных устройствах, но настанет время когда мы получим некий домашний аналог Pokemon Go, и для того, чтобы стереть грань между 3D-графикой и реальностью, даже не нужно будет выходить из комнаты.
Выбор видеоигр поистине безграничен, и существует не только множество самых разнообразных жанров, но и огромное количество успешных поджанров в рамках каждого из них. Если вы считаете наш список неполным или неточным, обязательно делитесь своим мнением в комментариях, и вместе мы обязательно доведем его до совершенства!
Не забывайте, что технологии постоянно развиваются, а интерактивная среда очень плодовита! При развитом воображении и желании научиться всем тонкостям разработки игр исследование различных жанров может стать началом чего-то большего.